Технологическая карта урока - современная форма учебной деятельности

      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами 1.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.


         При этом изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
— развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
— активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
— совершенствование умений выполнять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
— формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
— формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

          Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений использовать технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; 6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

        В условиях необходимости выполнения указанных ФГОС требований становится актуальным умение учителя организовать учебный процесс, эффективно обеспечивающий достижение образовательных результатов у обучающихся. Одной из форм проектирования учебного процесса является технологическая карта. В общепринятом смысле технологическая карта — это форма технологической документации, в которой записан весь процессобработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.

        В учебном процессе (для большинства школьных учебных предметов) чаще всего применяют технологические карты целых учебных тем и технологические карты уроков.

     Технологическая карта темы обычно содержит основное содержание темы, образовательные результаты, принципы организации образовательной среды и др.  Темы учебного предмета «Технология» из-за определённой специфики содержат значительный объём информации, поэтому технологические карты тем оказываются очень громоздкими и не вполне удобными для использования. В этой связи применение технологических карт учебных тем для данного предмета весьма ограниченно.

         Наиболее эффективным является детальное проектирование образовательного процесса в рамках технологических карт уроков.

        В настоящее время какой-то общей, стандартизованной формы технологической карты не существует и в школьной практике находят применение разнообразные частные структуры карт, отражающие особенности содержания того или иного учебного предмета. Наиболее предпочтительной формой технологической карты урока является таблица, в которой отражены деятельность учителя и обучающихся, а также формируемые универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).

       Такая форма технологических карт уроков уже применялась в школах учителями технологии и показала положительные результаты.

           Ниже представлены технологические карты уроков технологии для 5 класса. Содержание технологических карт полностью соответствует содержанию учебника. Кроме того, учтено содержание новых тем, соответствующих ПООП ООО 2015 г. Каждая технологическая карта имеет обязательную преамбулу, в которой указывается тема и тип урока, его цель и задачи (обучения, развития, воспитания), перечисляются дидактические средства,методы обучения и опорные понятия, а также планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные). Вынесение указанных сведений в преамбулу разгружает основную табличную часть технологической карты урока, освобождая её от излишней информации и позволяя в полной мере изложить содержание деятельности учителя и обучающихся.

    Технологическая карта, представленная в виде таблицы, содержит три последовательные части в соответствии с тремя основными укрупнёнными этапами урока (этап I: актуализация знаний и постановка цели уроков; этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой; этап III: подведение итогов уроков и рефлексия, домашнее задание). При необходимости для большей детализации образовательного процесса учитель может составить свою технологическую карту, включающую разбивку урока на пять и более этапов,не забывая, однако, при этом об отражении обязательной согласованности действий учителя и обучающихся на каждом из этапов.

            На этапе I учитель вовлекает обучающихся в эвристический диалог, беседу или дискуссию, подводя их к определению темы и цели уроков. В результате этого обучающиеся получают возможность составить план своих действий по достижению поставленной цели урока.

        Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, предусматривающий, что знания не должны передаваться в готовом виде от учителя к ученику, а учащиеся должны самостоятельно добывать их в процессе познавательной деятельности.

           В связи с этим учитель перестаёт быть «транслятором» знаний и превращается в тьютора — наставника, помогающего обучающимся самостоятельно получать новые знания и достигать образовательных результатов. Учитывая это, в технологических картах уроков учащимся предлагается (на этапе II урока) провести самостоятельное исследование путём продвижения по обозначенному учителем маршруту.

        Учитывая специфику предмета «Технология», в рамках такого исследования перед учащимся часто ставится задача — создать алгоритмы выполнения определённых технологических приёмов или действий, присущих какому-либо технологическому процессу. По ряду тем, предусматривающих ознакомление с разнообразными материальными технологиями, на этапе II урока учитель предлагает обучающимся критерии оценки их деятельности, подводя их тем самым к возможности самоанализа и самооценки полученных на уроке результатов.

          В технологических картах уроков активно отражена проектная деятельность обучающихся, направленная на воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, повышение мотивации и эффективности учебной деятельности. В картах указаны номера заданий из рабочей тетради и практических работ из учебника.

          На этапе III урока обучающиеся осуществляют рефлексию своей деятельности, соотносят цель учебной деятельности и с её результатами. В технологических картах приведены варианты выполнения домашнего задания:
стандартный минимум (репродуктивный уровень) и повышенный (или творческий) уровень, требующий привлечения ИКТ.

        При необходимости для отражения вариативности содержания какого-либо этапа урока учитель в целях большей детализации учебного процесса может составить дополнительные вариативные фрагменты технологической карты урока.

            Преимущество проектирования урока в форме технологической карты состоит в возможности детализации его этапов, чёткого согласования деятельности учителя и обучающихся, а также в возможности диагностирования достижения образовательных результатов школьников и внесения в случае необходимости корректив в организацию учебного процесса.

   Материалы  методических пособий к учебникам "Технология" авторов А.Т.Тищенко и Н.В.Синица иллюстрируют возможность планирования образовательного процесса с помощью технологических карт и помогут учителю самостоятельно проектировать учебный процесс, направленный на достижение образовательных результатов с учётом требований ФГОС.